Требования классификации (сертификации) к гостиницам (средствам размещения)

Требование к гостинице Категория
«без звезд» «одна звезда» «две звезды» «три звезды» «четыре звезды» «пять звезд»

I. Здание и прилегающая территория

1. Внешнее освещение здания и прилегающей территории в темное время суток х х х
2. Площадка для кратковременной парковки автотранспорта х х х
3. Вывеска:
неосвещаемая и несветящаяся х х х
освещаемая или светящаяся х х х
при наличии отдельного входа в ресторан (кафе, бар) — вывеска с его названием х1 х1 х х
4. Вход для гостей:
отдельный от служебного входа1, 2 х х х
воздушно-тепловая завеса х х

II. Техническое оборудование и оснащение

5. Аварийное освещение и энергоснабжение:
аварийное освещение (аккумуляторы, фонари) х х х х х х
стационарный генератор3, обеспечивающий основное освещение и работу основного оборудования (в том числе лифтов) в течение не менее 24 часов х х х
6. Водоснабжение:
круглосуточное горячее, холодное4 х х х х х х
горячее от резервной системы горячего водоснабжения на время аварии, профилактических работ х х х
установка по обработке воды в целях обеспечения ее пригодности для питья5 х х
бутилированная питьевая вода в номере (в кулере, в коридоре) (бесплатно)5 х х х х
7. Система отопления, обеспечивающая температуру воздуха в жилых помещениях не ниже +21,5 градуса по Цельсию и общественных помещениях не ниже +18,5 градуса по Цельсию х х х х х х
8. Кондиционирование воздуха во всех помещениях при среднесуточной температуре (за последние 5 дней) наружного воздуха не ниже +8 градусов по Цельсию х х
9. Вентиляция:
система вентиляции (естественная и (или) принудительная), обеспечивающая циркуляцию воздуха и исключающая проникновение посторонних запахов в жилые помещения х х х х х х
система принудительной вентиляции, обеспечивающая циркуляцию воздуха, исключающую проникновение посторонних запахов в общественные и жилые помещения х х х
10. Охранная сигнализация, видеонаблюдение в общественных зонах и коридорах жилых этажей х х х
11. Лифт в здании:6
этажность здания:
более 5 этажей х х х
более 3 этажей7 х
более 2 этажей7, 8 х х
служебный, грузовой (или грузоподъемник)1, 2, 7, 8 х х
12. Время ожидания лифта (при наличии):
не более 45 сек. х
не более 30 сек. х х
13. Круглосуточная работа лифта (при наличии) х х х х х х
14. Внутреннее радиовещание с возможностью радиотрансляции во всех помещениях, включая лифты х х
15. Телефон:
телефонная связь из номера:
внутренняя (без выхода за пределы средства размещения) или кнопка вызова обслуживающего персонала (100 процентов номеров) х1 х1
внутренняя (без выхода за пределы средства размещения) (100 процентов номеров) х1, 9
внутренняя (без выхода за пределы средства размещения) и городская (100 процентов номеров) х1, 9
внутренняя (без выхода за пределы средства размещения), городская, междугородная и международная (100 процентов номеров) х х
телефоны коллективного пользования в общественных помещениях (вестибюле):
городской телефон х х х
междугородный, международный телефон, доступный для использования проживающими х х х
16. Информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» (при возможности предоставления в месте расположения гостиницы):
в общественных помещениях х х х
во всех номерах и общественных помещениях х х х

III. Номерной фонд

17. Одноместные (двухместные) номера не менее10, 11:
25 процентов1 х
50 процентов1 х
100 процентов х х х
многокомнатные или соединяющиеся номера1, 11 х
многокомнатные номера1, 11 х
многокомнатные и соединяющиеся номера1, 11 х
номера «высшей категории»1, 8, 11, 12 — не менее 5 процентов от общего количества номеров х
площадь номера, позволяющая гостю свободно, удобно и безопасно передвигаться, и использовать все оборудование и мебель х х х х х х
площадь номера (без учета площади санузла, лоджии, балкона), кв. м, не менее:
однокомнатного одноместного:
9 х х х
12 х х
14 х
однокомнатного двухместного («дабл» и «твин»):
12 х х х
15 х х
16 х
18. Многоместные номера, площадь которых определяется из расчета на каждого проживающего13
не менее 6 кв. м, — для средств размещения круглогодичного функционирования х х х
не менее 4,5 кв. м, — для средств размещения сезонного функционирования х х х
19. Санузел в номере (умывальник, унитаз, ванна или душ):
не менее 25 процентов номеров1, 2, 7, 8 х
не менее 50 процентов номеров х
100 процентов номеров х х х
площадь санузла8, кв. м, не менее:
1,75 х х
2,5 (допускается уменьшение площади на 5 процентов) х х
3 за исключением номеров «высшей категории» х
3,8 (допускается уменьшение площади на 10 процентов) х
за исключением номеров «высшей категории» х х
20. Охранная сигнализация, электронные замки (видеокамеры) в коридорах
21. Звукоизоляция — повышенная, обеспечивающая уровень шума менее 35 ДБ (дверь, окна, покрытие) х х
22. Отопление14 х х х х х х
23. Вентилятор (в районах с жарким климатом)15 х х х
24. Термостат для индивидуальной регулировки температуры (зимой для системы отопления, летом для системы охлаждения (кондиционирования) х х

IV. Санитарные объекты общего пользования

25. Туалет:
вблизи общественных помещений1
оборудование:
туалетные кабины, умывальник с горячей и холодной водой (смеситель), зеркало, электророзетка, мыло16, туалетная бумага х х х х х х
бумажные полотенца (или электрополотенце) х х х х х
крючки для одежды, корзина для мусора х х х х х х
диспенсер с разовыми сиденьями для унитаза х
диспенсер с кремом для рук х
махровые салфетки для рук х
диспенсер с пакетами для предметов гигиены х
корзина для использованных махровых салфеток для рук х
общий туалет из расчета один на 10 человек, проживающих в номерах без туалета, но не менее 2 (мужской и женский) на этаж х х х
26. Ванная комната (душевая):
из расчета одна на 20 человек, проживающих в номерах без ванны или душа х х х
оборудование (душевые кабины, туалетная кабина, умывальник с горячей и холодной водой (смеситель), зеркало, туалетный стол, мыло16, крючки для одежды, корзина для мусора) х х х

V. Общественные помещения

27. Общественные помещения с мебелью и другим оборудованием, соответствующие функциональному назначению помещения х х х х х х
28. Холл площадью1, 2:
не менее 9 кв. м плюс по 1 кв. м из расчета на каждый номер, начиная с 21-го, — максимальная площадь может не превышать 25 кв. м х
не менее 20 кв. м плюс по 1 кв. м из расчета на каждый номер, начиная с 21-го, — максимальная площадь может не превышать 40 кв. м х
не менее 30 кв. м плюс по 1 кв. м из расчета на каждый номер, начиная с 21-го, — максимальная площадь может не превышать 80 кв. м х
не менее 30 кв. м плюс по 1 кв. м из расчета на каждый номер, начиная с 21-го, — максимальная площадь может не превышать 120 кв. м

 

х
не менее 30 кв. м плюс по 1 кв. м из расчета на каждый номер, начиная с 21-го, — максимальная площадь может не превышать 160 кв. м х
29. Служба приема и размещения1: х х х х х х
с зоной для отдыха и ожидания с соответствующей мебелью (кресла, диваны, стулья, журнальные столики), с газетами, журналами1, 2 х х х
с подачей напитков и музыкальным вещанием х х
30. Ковры, ковровое или иное напольное покрытие в зоне отдыха1, 2 х х х
31. Декоративное озеленение, художественные композиции х х х
32. Индивидуальные сейфовые ячейки для хранения ценностей гостей17 х х х
33. Гардероб вблизи общественных помещений1, 2 х х
34. Вешалки в холле и в общественных помещениях х х х х х18 х18
35. Телевизионный зал19 х х х
36. Конференц-зал с соответствующим оборудованием 1, 2, 7, 8, 11, 12, 20 х
37. Бизнес-центр (электронные средства связи, копировальная техника, помещения для переговоров, компьютеры)1, 7, 11, 20 х х
38. Спортивно-оздоровительный центр с тренажерным залом8, 12 х1, 2 х
39. Плавательный бассейн8 х
40. Плавательный бассейн (сауна) с мини-бассейном1, 2, 8, 12 х
41. Ковровое покрытие (ковры) в коридорах х х х
42. Магазины и торговые киоски1, 2, 7, 8 х
43. Служебные помещения для персонала — столовая (помещение) для приема пищи, санузлы, раздевалки, помещения для отдыха, подсобные помещения1 х х х х х

VI. Помещения для предоставления услуг питания

44. Ресторан или другие типы предприятий питания (допускается предоставление услуг питания по договору со специализированным предприятием)1, 11: х х
бар2, 7, 8, 12 х х
несколько залов2, 7, 8, 12 х
банкетный зал (залы), возможен трансформируемый в конференц-зал с соответствующей аппаратурой2, 7, 8, 12, 20 х х
45. Кафе (лобби-бар)1 х х

VII. Услуги

46. Служба приема — круглосуточный прием в домах отдыха, пансионатах и других аналогичных средствах размещения (допускается наличие службы приема, с которой можно связаться круглосуточно, а для средств размещения с оказанием оздоровительных услуг допускается замена ночных дежурных медработниками, оказывающими неотложную медицинскую помощь) х х х х х х
47. Вручение корреспонденции гостям х х х х х х
48. Швейцар1, 7 х х
49. Поднос багажа (из машины в номер и из номера в машину) круглосуточно:
обязательно21 х
по просьбе х х х
50. Утренняя побудка (по просьбе) х х х х х х
51. Ежедневная уборка горничной номера, включая заправку постелей х х х х х х
52. Вечерняя подготовка номера х
53. Смена постельного белья:
1 раз в 5 дней х х
1 раз в 3 дня х х
1 раз в 2 дня х
ежедневно х
54. Смена полотенец:
1 раз в 3 дня х х х
ежедневно х х х
55. Стирка:
исполнение в течение суток х7 х х
экспресс-обслуживание1, 7 х
56. Глажение:
исполнение в течение 1 часа х х
предоставление утюга, гладильной доски х х х х
57. Химчистка1, 7 (допускается предоставление услуг по договору со специализированным предприятием):
исполнение в течение суток х х
экспресс-обслуживание х
58. Иные услуги:
мелкий ремонт одежды1 х х х
автомат для чистки обуви х х х
почтовые и телеграфные услуги1 х х х
отправление и доставка телефаксов х х
хранение ценностей в сейфе администрации х х х х х х
хранение багажа х х х х х х
обмен валюты или прием платежей по банковским картам1, 2 х х х
организация встреч и проводов х х
вызов такси х х х х х х
аренда (прокат) автомашины1, 7 х х
бронирование и (или) продажа билетов на различные виды транспорта х х
бронирование и (или) продажа билетов в театры, на спортивные, зрелищные мероприятия1, 7 х х
59. Туристские услуги:
туристская информация х х х х х х
экскурсии, гиды-переводчики х х х х х х
60. Медицинские услуги:
вызов скорой помощи, пользование аптечкой х х х х х х
медицинский кабинет1, 2, 7, 8, 12 х

VIII. Услуги питания

61. Обслуживание:
возможность выбора любого из вариантов предоставляемого питания (завтрак, 2-разовое, 3-разовое питание)11 х1, 2 х х
завтрак «шведский стол» (7.00 — 10.00)11 х х х
расширенный завтрак (7.00 — 10.00)11
континентальный завтрак (7.00 — 10.00)11 х х
круглосуточное предоставление услуг питания1, 7 х х
62. Обслуживание в номере1, 7:
в часы завтрака х2
круглосуточно х х
меню рум-сервис в номере х х х

IХ. Требования к персоналу и его подготовке

63. Письменные стандарты для персонала, фиксирующие функциональные обязанности и установленные правила работы и их соблюдение сотрудниками всех служб х х х х х х
64. Внешний вид персонала:
форменная одежда, служебные значки х х х х
количество персонала должно быть достаточным для обеспечения регулярной бесперебойной работы средства размещения х х х х х х

1 Требование не является обязательным для средств размещения с количеством номеров 15 и менее.

2 Требование не является обязательным для гостиниц и иных средств размещения с количеством номеров 50 и менее.

3 Требование не является обязательным при использовании аварийного энергоснабжения.

4 Средства размещения должны быть оснащены и оборудованы холодным и горячим водоснабжением, а также канализацией (в районах с перебоями водоснабжения должен быть обеспечен минимальный запас воды не менее чем на сутки и подогрев воды).

5 В районах, где отсутствует гарантия качества питьевой воды.

6 Требование не является обязательным в случае невозможности установки лифта по техническим причинам (при наличии документального подтверждения). При отсутствии лифта обеспечивается бесплатная доставка багажа.

7 Требование не является обязательным для домов отдыха, пансионатов и других аналогичных средств размещения.

8 Требование не является обязательным для гостиниц, находящихся в зданиях, являющихся объектами культурного наследия.

9 В домах отдыха, пансионатах и других аналогичных средствах размещения допускается наличие внутренней телефонной связи или кнопки вызова обслуживающего персонала.

10 Это не исключает наличия семейных номеров на 3 и более человек, из которых, по крайней мере, двое взрослых.

11 Требование не является обязательным для апартотелей.

12 Требование не является обязательным для гостиниц, находящихся в зданиях, расположенных на территории исторического поселения.

13 Требование не является обязательным для хостелов. Для хостелов допускается площадь номера из расчета не менее 4 кв. м на одну кровать (одноярусную или двухъярусную), расстояние от верхней спинки двухъярусной кровати до потолка не менее 75 см.

14 Отопление, поддерживающее температуру воздуха в жилых помещениях не ниже +21,5 градуса по Цельсию.

15 Районы, расположенные в южной климатической зоне.

16 Диспенсер с жидким мылом.

17 Требование не является обязательным при наличии индивидуальных сейфов (100 процентов номеров).

18 Для гостиниц с количеством номеров 50 и менее.

19 Допускается отсутствие отдельного помещения (расположение в общественном помещении, например, в холле гостиницы).

20 Требование не является обязательным для курортных гостиниц.

21 Для всех категорий гостиниц при отсутствии лифта (в соответствии с пунктом 11 раздела II «Техническое оборудование и оснащение» настоящего документа).


Примечание. Знак «х» означает необходимость выполнения требования.

Приложение N 5 к Положению о классификации гостиниц

Все города Российской Федерации